Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе
3.7. Проблемы и ошибки при воцерковлении.
Организация катехизической деятельности
невозможна без критической оценки пройденного пути восстановления церковной
жизни в нашей стране. После раскрытия содержания катехизации важно остановиться
натех моментах церковной жизни, которые
препятствуют полноценному воцерковлению. Обратимся к материалам молодежной конференции
2005 года "
а) Подмена благовествования о Христе и
спасении внешней церковностью.
Предпосылкой к этому является мысль о том, что
можно привести человека к Богу через обряд. Однако в действительности
предпочтителен другой путь: от Христа и Евангелия - к церковному обряду,
который только в этом случае осмысливается и наполняется реальным жизненным
содержанием.
Вхождение человека в Церковь для нас должно
начинаться не с подчинения авторитету Церкви, а с любви и доверия к ней.
Подчинение церковному разуму есть выражение нашего срастания с Церковью, а не
условие его. Дело не в "авторитете" Церкви, а в ее правде, в ее свете
и благодати, и если сердце почует это в Церкви, она становится и
"авторитетом" для него, но не обратно! Если могут быть случаи, когда
через сознание, через подчинение авторитету Церкви начинается освящение души,
то это, конечно, связано не с действием этого внешнего подчинения авторитету на
душу, а с благодатным действием самой Церкви, дыхание которой освящает душу и
там, где имеет место неправильный подход к Церкви.
б) Создание в массовом сознании образа
Церкви, не соответствующего ее сущности и значению.
Церковь имеет непреложное и определяющее
значение в нашей жизни именно потому, что она Христова, а не потому, что она
традиционна для России.
Подмены живого Христа обрядом и Церкви, как
Тела Христова, национализмом являются одной из причин, по которой у людей имеет
значительный успех неопротестантизм. Патриотизм и обряд - вещи важные и нужные,
но они не могут занимать место Христа и Евангелия в церковной проповеди.
в) Отрицательный характер проповеди.
Часто мы видим, что акценты церковной
проповеди смещены на смерть, муки грешников, ад, бесов и их козни, запугивание
антихристом и глобализацией.
Христос в такой системе проповеди выступает не
как "путь, истина и жизнь" (Ин. 14. 6), а как средство избежать всех
этих ужасов.
"Но Церковь не разделяет и тех
апокалиптических страхов и предчувствий, того ощущения беспомощной пассивности
перед якобы близкой всемирной катастрофой, которые возникают у многих накануне
начала новой эры. Мы, православные христиане, вступаем в третье тысячелетие по
Рождестве Христовом с твердой надеждой и упованием на милость Божию, имея
обетование Спасителя, что врата адовы не одолеют Церкви. Наше будущее никем не
запрограммировано: оно в значительной степени зависит от того, сумеем ли мы
сделать выбор между добром и злом, между путем жизни и путем смерти (Втор. 30,
19–20); оно зависит от того, насколько активной будет наша христианская
жизненная позиция, насколько крепкой и непоколебимой будет наша вера. Именно
вера была той духовнонравственной силой, которая неоднократно спасала наших
благочестивых предков в самые трудные периоды истории. Этому спасению всегда
предшествовало пробуждение духовных сил народа, его возвращение к христианским
идеалам.
"Дети! Последнее время. И как вы
слышали, что придет антихрист, и теперь уже много антихристов, то мы и познаем
из того, что последнее время” (1 Ин. 2. 18). Эти слова святого апостола и
евангелиста Иоанна Богослова, написанные на заре христианской эры, напоминают
нам о том, что эсхатологическое "последнее время” началось в момент
Боговоплощения и будет продолжаться до конца человеческой истории. Мы должны
жить не в паническом страхе перед пришествием антихриста, но в служении Христу
через исполнение Его заповедей. За два тысячелетия христианства немало
антихристов пришло и ушло, но Господь "всегда и сегодня и во веки Тот же” (Евр.
13, 8). И именно во всепобеждающей любви Христовой, в Его постоянном
присутствии в Церкви — основа нашей веры в конечное торжество добра над злом,
жизни над смертью, Христа над антихристом". (Послание Юбилейного
Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным
чадам Русской Православной Церкви)
г) Подмена христианских категорий бытовым
восприятием жизни.
Часто бывает так, что церковный учитель или
даже священник апеллирует не к Священному Писанию, не к догматическому и
нравственному учению Церкви, но к малодостоверным преданиям и "негодным и
бабьим басням" (1 Тим. 4. 7). Зачастую отсутствие исторического контекста
в научении новообращенных христиан приводит к восприятию Предания Церкви как
"сказки".
д)
Преподнесение христианства как системы запретов и долженствований.
Все внешние формы и правила должны подчиняться
евангельскому указанию: "суббота для человека, а не человек для
субботы" (Мк. 2. 27), что четко выражено блж. Августином: "в главном
- единство, во второстепенном - свобода и во всем - любовь". С другой
стороны, проповедник призван четко определять границы церковной традиции и не
пренебрегать ею.
е) "Торговля благодатью".
Святейший Патриарх Алексий II говорит: "Чрезвычайно
важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к
благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего крещения,
исповеди, брака и отпевания. Здесь всегда необходимо сердечное участие
священника, необходимы катехизация - подготовка к совершению Таинства - и
проповедь, так как в эти главные моменты человеческой жизни особенно легко
найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем человека.
Напротив, формальный или даже
"коммерческий" подход священника к приходящим в Церковь людям
надолго, если не навсегда, отталкивает от храма, внушает презрение к алчному
духовенству. Церковь - это не магазин духовных товаров, здесь недопустима
"торговля благодатью".
"Даром получили, даром давайте"
(Мф. 10. 8), - заповедал нам Христос. Тот, кто превращает свое пастырское
служение в средство скверного прибытка, достоин участи Симона-волхва. Лучше,
чтобы такие люди покинули пределы Церкви и занимались бизнесом на рынках".
ж) Категоричность некоторых
священнослужителей и прихожан, формальное, уравнительное отношение к людям.
Зачастую священники не понимают трудностей
жизни людей и налагают на них "бремена тяжелые и неудобоносимые, сами же
не хотят и перстом двинуть их" (Мф.23. 4): жесткие требования к больным,
пожилым людям, детям, подросткам, беременным женщинам, неоправданный ригоризм в
отношении формы одежды.
з) Отрицательное отношение к успеху в
профессиональной деятельности человека.
Под влиянием подобной идеологии молодые люди
часто считают, что от них требуется отказ от полноценной жизни. Мы должны четко
осознавать: христианство, говоря об отказе от мира (1 Ин. 2:15), требует отказа
именно от греха. Частов качестве идеала
церковности мирскому человеку предлагается монашеский или излишне аскетический
образ жизни, что приводит к социальной маргинализации верующих. В то же время
истинно церковное мировоззрение ставит всю жизнь человека, в том числе и его
профессиональную деятельность, на очень высокий уровень - уровень служения
Богу.
и) Несоответствие слов и жизни
проповедника.
Крайне редко можно увидеть пример истинно
христианской жизни. Слова катехизаторов часто расходятся с делами, чем в
большинстве случаев и обусловлен неуспех проповеди.
з) Необходимо отметить важное явление,
негативно сказывающееся на воцерковлении христиан. В сегодняшней церковной
действительности в силу многих исторических и духовно-нравственных причин храмовое
богослужение в известной мере потеряло значение соборной молитвы, а стало
восприниматься как "индивидуальное" средство спасения. Люди приходят
в храм часто только ради себя, они не знают, а порой и не хотят знать, кто
стоит и молится рядом с ними. К причащению приступают с целью личного
освящения, ощущение единого Тела Христова мало присутствует в наших приходах.
Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием,
направленным на "отгорожение" от других людей, на то, чтобы из-за шума,
шепота, самочинного подпевания хору и т.д. "молитва не разорилась".
4. Используемая литература.
4.1. Документы:
·Определение Архиерейского Собора Русской
Православной Церкви "О православной миссии в современном мире"
·Концепция возрождения миссионерской деятельности
Русской Православной Церкви
·Концепция
миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
·Документы
и материалы Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной Церкви 2000 г.
·Основы
социальной концепции Русской Православной Церкви
·Положение
о Церковно-приходской воскресной школе для епархии города Москвы
·Проект
документа "Задачи, принципы и формы организации катехизаторской
деятельности Русской Православной Церкви"
4.2. Материалы конференций и
круглых столов
·Материалы молодежной конференции "
·Материалы конференции "Катехизация: опыт Церкви вчера и сегодня", 2006 г, г.Калуга.
·Материалы круглых столов, прошедших при
Даниловом монастыре г.Москвы в 2006, 2007 гг:
- "Вызовы времени и пути развития церковной жизни"
4.3. Книги, статьи и
интерент-публикации:
Алексеев Е.Е.:
Возрождение семьи - общецерковная
задача. Размышления о наших ресурсах.
Жатвы много.
Боженов А.В.:
О принципиальных основах
организации работы с семьей и молодежью.
Будилин Е.
Формы и методы осуществления миссионерской работы в области образования в
современных условиях