Понедельник, 20.05.2024, 02:41
Христианская инициатива
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Концепция оглашения (проект)

Содержание

Преамбула

I. Подготовка к Крещению взрослых

О недопустимости Крещения взрослых  без оглашения

Задачи и цели оглашения и катехизации

Предоглашение

Встреча со священником

Восприемник для взрослого катехумена

Кто может проводить катехизацию

Организация оглашения

Общие принципы оглашения

Аскетические элементы подготовки к Крещению

О воздержании перед Крещением

Исповедально-доверительная беседа

Условия допуска к Крещению

Отказ в допуске к Крещению

Особые случаи

Чины присоединения инославных, раскольников и сектантов к Православной Церкви

Чины присоединения иноверных к Православной Церкви

II. О крещении детей

Крещение детей родителей-христиан

Крещение детей нехристиан

Восприемники младенцев

III. Миссионерские аспекты совершения Таинства Крещения

IV. Посткрещальная катехизация

Приложение 1. О совершении Таинства Крещения

Приложение 2. Список источников и литературы для организации курсов оглашения

 

 «Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои,

призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16)

Преамбула

Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает через покаяние - изменение прежнего образа жизни через исповедание веры и принятие святого Крещения.

Таким образом, оглашение и Крещение как вступительное Таинство в жизнь Церкви суть вопросы, наиболее важные, с одной стороны, для каждого верующего, но вместе с тем для жизни всей Церкви, так как вхождение в Церковь не есть только личное дело отдельного человека, но касается всей Ее полноты.

Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Обучение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой.

Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте.

В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести покаяние и веру в Бога,  уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Церкви и Богу и переосмыслению жизни.

Огласительный период является вторым этапом пути человека к Богу и Церкви. Участие человека в оглашении представляет собой  результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.

Последующее за принятием Крещения воцерковление (первый этап самостоятельной церковной жизни человека) именуется собственно катехизацией (от греч. katecheo - «оглашать, устно наставлять, учить»).

Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к Крещению).

Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

Указанные этапы   (миссияоглашение(Крещение) — научение (тайноводство)) могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина. Невозможно начинать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Недопустимо и участие в Таинстве Крещения неподготовленного человека, который, обретая веру во Христа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни.

Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения только тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых — после подготовки к сознательному принятию Таинства Крещения.

В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.

Настоящий же момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми. В Советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься на рубеже XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста.

В Определении Архиерейского Собора РПЦ 24-29 июня 2008 года указано, что

развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности.

Настоящая Концепция основывается на «Концепции миссионерской деятельности РПЦ», одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах Архиерейского Собора РПЦ 2008 года, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров.

Она призвана помочь священнослужителям и миссионерам из числа мирян в их катехизаторской деятельности в Ростовской-на-Дону епархии.

I. Подготовка к Крещению взрослых

О недопустимости Крещения взрослых  без оглашения

Учитывая крайнюю необходимость усиления просветительской и миссионерской деятельности Церкви, с 2005 года в Ростовской-на-Дону епархии непозволительно Крещение лиц, не прошедших курс оглашения.

В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19,20). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что

Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство

Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает

каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации.

Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.

«Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере…» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора).

Во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, т.к. это является благом для духовного роста оглашенного.

45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки крещаемых имена тех людей, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца.

Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского собора).

О необходимости подготовки к Крещению не раз говорил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

Сохраняется формализм в подходе к Таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется «конвейерный метод», когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком - уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя.

Чрезвычайно важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего крещения... Здесь всегда необходимо сердечное участие священника, необходимы катехизация — подготовка к совершению Таинства — и проповедь, так как в эти главные моменты человеческой жизни особенно легко найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем человека.

В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу о крещении…

Человек, принимающий Святое Крещение формально, больше в храм не придет. Человек, осознавший его значимость, станет постоянным прихожанином

 

О негативных последствиях крещения взрослых людей без какой-либо подготовки говорил и известный миссионер-проповедник ХХ века митр. Антоний Сурожский

Неужели нам надо таких творить? Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?

 В Концепции миссионерской деятельности РПЦ отмечено, что

того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно.

 

Стремление как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением  магического миросозерцания, когда «полезность» и спасительность участия в Таинстве оценивается безо всякого учета свободной воли человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары.

Однако, с точки зрения православного богословия

Крещение не имеет значения для спасения крещенного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он свободно примет.

Возрожденный в крещении, но не соединившийся с Церковью, не имеет от крещения никакой пользы, потому что он любви не имеет; спасительным начинает быть для него крещение только тогда, когда он соединится с Церковью.

 

Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек - по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу:

Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие... святую одежду Христову Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе.

Тем христианам, которые безстрашно и беззаконно живут, Святое крещение ничего не пользует, но суть вне числа истинных христиан, и имеются пред Богом аки язычники

Люди православные по крещению, но не имеющие достаточных знаний о вере представляют собой среду для распространения лжеучений. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

проблема околоцерковных суеверий напрямую связана с отсутствием системы начального (огласительного) духовного образований на приходах, с отсутствием подлинной веры и подлинных знаний, место которых занимают оккультные суррогаты «массовой культуры» и псевдоправославные вымыслы

Таким образом, можно заключить, что стремление как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека противоречит традициям и канонам Церкви.

Все верующие должны иметь возможность пройти катехизацию, а предстоятели церковных общин обязаны такую возможность предоставить. Невозможно допустить, чтобы из-за каких-либо ложных предубеждений верующие были лишены катехизации, и не было сказано: «дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач. 4:4)

Задачи и цели оглашения и катехизации

Главной целью оглашения является не интеллектуальное воспитание оглашаемых, а их сознательное вхождение в Церковь, в которой они найдут спасение

Таким образом, основные задачи оглашения и катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

- обретении Евангелия как Книги Жизни; принятии Евангелия в свете Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

- формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, отраженных, прежде всего, в Символе веры;

- приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственной Главой (ср. Еф. 4:15) и посредником между Богом и людьми (ср. 1 Тим. 2:5) - Господь Иисус Христос.

- осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины;

- обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь;

- знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

- принятии иерархического и административного устройства Церкви.

Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего — в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак. 4:17, Гал. 5:22-23), молитва и дела любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20)

Предоглашение

Подготовка к Крещению начинается задолго до оглашения. Предоглашение - это первые шаги  некрещеного человека к Церкви, время частных встреч с православными священниками, миссионерами и мирянами,  посещения храма и чтения церковных книг. Именно в это время важно заметить в душе человека разгорающийся огонь веры и способствовать соединению будущего христианина с Богом и Его Церковью.

Церковная община должна проявить особую заботу и внимание к тем, кто пришел в храм впервые (принцип «миссионерской приветливости»). Желательно, чтобы при храме были люди из числа постоянных прихожан, которые могли бы приветливо встретить этих людей, ответить на их вопросы, а также пригласить на регулярно проводимые беседы. Первое впечатление о храме и о Церкви чрезвычайно важно для нецерковных людей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II свидетельствует, что

сейчас многие священнослужители обнаруживают некоторую растерянность при встрече с молодыми людьми, вызванную их внешним видом, манерой общаться. Но важно за внешними проявлениями разглядеть живую душу, ее искания и духовные устремления, быть не судьей, а врачом, не обличителем, а пастырем добрым, стяжать святую ревность, дабы исполнить слова Спасителя: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом Мой» (Лк. 14, 23)

Категория: Мои статьи | Добавил: didaskalia (11.11.2009)
Просмотров: 2185 | Теги: служение, миссия, крещение | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz