Понедельник, 20.05.2024, 01:22
Христианская инициатива
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Концепция оглашения (проект)

Встреча со священником

Перед совершением Таинства Крещения над нехристианином, желающим присоединиться к Православной Церкви, священнослужитель должен испытать его совесть, искренне ли он желает принять православную веру и придерживаться ее неизменно до конца жизни или притворно, ради каких-либо выгод и пристрастий. Без тщательного удостоверения в том, что ищущий крещения хочет принять его добровольно и сознательно, Крещение ни в коем случае не совершается и не допускается.

Такое предварительное собеседование должен проводить священник (в виде исключения — диакон). Желающие принять Крещение в это время могут рассказать о себе, о роде своих занятий, а также о том, что побудило их прийти в Церковь На этом этапе возможно помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при Крещении ради сохранения здоровья).

Итогом встречи может стать побуждение для прохождения оглашения или предложение провести серию встреч со священником для преодоления препятствий к принятию Таинства Крещения.

Если наречение имени и чин оглашения («во еже сотворити оглашeннаго») совершаются отдельно от Последования Крещения, имена оглашаемых целесообразно поминать на литургии на «Молитве об оглашенных» (на Литургии Преждеосвященных Даров — на ектенье о готовящихся к просвещению).

Восприемник для взрослого катехумена

По древней традиции у взрослого катехумена может быть опытный в церковной жизни восприемник («крестный родитель»), который принимает участие в обучении оглашенного и выступает как поручитель, призванный свидетельствовать перед Церковью о жизни катехумена во время его оглашения. На основании этого свидетельства оглашаемый объявляется достойным приема в Церковь.

Кто может проводить катехизацию

Обучение вере, согласно 10-му правилу VII Вселенского Собора, является прямой обязанностью православного священника.

Из молитвы, читаемой при хиротонии во священника, видно, какое значение придает Церковь его учительскому призванию:

Исполни его дарами Святого Духа, чтобы он был достоин предстать неукоризненным пред Твоим жертвенником, чтобы проповедовал Евангелие Твоего Царства, чтобы говорил слово Твоей истины, чтобы приносил Тебе Дары и духовные жертвы, чтобы обновлял народ через купель обновления.

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

пастырь призван к тому, чтобы вся его деятельность была единой проповедью о Христе Воскресшем... отсутствие стремления к проповеди веры, безусловно, есть показатель внутреннего неблагополучия церковного организма

Кроме священника огласительные беседы может проводить диакон или катехизатор из мирян по поручению настоятеля храма и с благословения духовника. В случае проведения бесед мирянином или диаконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах людьми

Катехизатор должен иметь достаточный опыт церковной жизни, быть богословски образованным (как минимум - пройти обучение на епархиальных катехизаторских курсах), иметь общую гуманитарную подготовку и готовность осуществлять все виды катехизации.

Катехизатору необходимо четко понимать смысл, цели своего служения, область и глубину своей компетенции — осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться, признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.

Организация оглашения

Предварительное наставление в православной вере (оглашение) в древности совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Оглашение совершалось и над отроками не менее семи лет от роду. В Ростовской-на-Дону епархии с 2005 г. произошло упорядочение практики оглашения, и распоряжением правящего архиерея установлен минимальный период подготовки к Крещению для молодежи с 14-ти лет  и взрослых в один месяц. В это время оглашенным рекомендуют регулярно посещать при храме специальные беседы для готовящихся принять Крещение (один раз в неделю), читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий.

Оптимальным режимом встреч с оглашаемыми можно признать одну беседу в неделю. Катехизируемый должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призывы Церкви.

Возможны несколько вариантов организации огласительных бесед: в будние дни и на выходных.

Первый вариант предусматривает проведение курса огласительных бесед в следующем порядке: первая беседа проходит в понедельник вечером, вторая - во вторник 2-й недели, третья - в среду 3-й недели, и последняя  - в четверг 4-й недели. Такая организация бесед позволяет начинать новый курс оглашения каждую неделю (в понедельник).

Второй вариант больше подходит для катехизаторов и оглашаемых,  работающих в будние дни. Четыре беседы в таком случае проводят по субботам или воскресеньям. Однако новый цикл бесед при такой схеме начинается один раз в месяц.

Продолжительность одной беседы не должна превышать астрономического часа, так как усвоить большой объем новой информации для большинства слушателей будет невозможно:

и за один день можно одновременно и посеять семена, и собрать жатву... но чтобы не загружать вашу голову, говоря сегодня обо всем сразу, мы пока предлагаем вам один закон.

Количество огласительных бесед должно определяться священником и учитывать степень подготовленности катехумена к вхождению в Церковь, а также территориальные и прочие особенности приходов.

Прошедшим курс оглашения в Храмах или в Духовно-Просветительских центрах может выдаваться особое свидетельство, что позволит им принять Крещение в любом храме Ростовской-на-Дону епархии.

Для организации полноценной катехизации взрослых возможен вариант организации Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4-6 раз в год. При таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и проводить их основательную подготовку к крещению и первому причащению. В таком случае есть смысл совершать Крещальную Литургию.

Общие принципы оглашения

Оглашение может быть построено только на основании искренних и доверительных отношений с людьми. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к спасению. Использования в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо. 

Катехизация должна быть в первую очередь встречей и диалогом, а не  только монологом катехизатора. Подготовку оглашенных к Крещению целесообразно проводить не в форме преподавания лекционного материала о христианстве и пассивного слушания, а в более эффективной с педагогической точки зрения живой беседе с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни (притч) или исторических событий, поясняющих основные истины веры.

Желательно использование наглядных пособий (например, с текстом Символа веры) и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Огромным подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека. В книжной лавке каждого прихода должна быть литература, специально адресованная тем, кто пока только стучится в двери Церкви. Это должна быть литература на разных уровнях — и общедоступном, и более углубленном — объясняющая основы Православия, а также открывающая мир Евангелия и богослужения, который для многих остается по-прежнему закрытым.

Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому.

Уже на первой огласительной беседе есть смысл вручать оглашаемым брошюру о Крещении (минимум — текст Символа веры  на церковно-славянском и русском языках) и  Евангелие. Возможно распространение среди оглашаемых дисков с текстами в электронном виде, а также с беседами в mp3-формате.

Литургические молитвы за оглашенных, в которых есть прошение о том, чтобы Господь «открыл им Евангелие правды», свидетельствуют о том, что Церковь особое внимание уделяет просвещению оглашаемых евангельской вестью. Поэтому необходимо, чтобы за время подготовки к Крещению оглашенные самостоятельно познакомились с содержанием Евангелия. В качестве минимального требования можно предложить прочтение одного из синоптических Евангелий. Стоит помнить, что процесс оглашения не может быть сведен к механическому изучению богослужебных чинопоследований, заучиванию молитв и просмотру церковных книг. Вопрос подготовки человека к Крещению должен ставиться в иной плоскости: в каком соотношении находится катехумен по отношению к Христу Спасителю и Его Церкви:

надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека (свт. Феофан Затворник).

Современное общество можно охарактеризовать как постхристианское, поэтому основной задачей катехизатора является не рассказ о церковных обычаях, а «вторичная христианизация» и свидетельство о Христе.

Катехизаторская работа должна выражать веру и сознание Церкви, так как в противном случае она будет лишь воспитанием индивидуально-нравственным, психологическим и морализующим, без деятельности Святого Духа. Может показаться, что оно помогает человеку, но всё же оно не освящает его, не обоживает его, а потому не спасает. Катехизаторская работа должна «черпать из богословия Отцов, аскезы, молитвы, Святых Таинств и богослужений Церкви», ибо только так может существенно помочь современному измученному и несчастному человеку.

Содержание оглашения должно соответствовать категориям слушателей. Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а так же нравственное и культурное развитие человека:

не один и тот же способ учения пригоден для всех приступающих к слову. Напротив того, надлежит соображать оглашение с разностями верований, имея в виду одну и ту же цель слова, но не однообразно пользуясь ведущими к ней в каждом случае средствами... Ибо с родом болезни соображать должно и способ врачевания: не уврачуешь одним и тем же в эллинстве многобожие и в иудее неверие в Единородного Бога; и введенных в заблуждение ересями не отвратишь одним и тем же от обманчивых, ими составленных понятий о догматах.

Предкрещальный катехизис - возвещение истории спасения

Для того чтобы помочь священникам и катехизаторам подготовить материал для бесед с оглашаемыми в Ростовской-на-Дону епархии разработан План проведения бесед с готовящимися к Крещению, структура которого предполагает постепенный переход от одной темы к следующей, от простейших понятий до глубоких вероучительных истин. По словам апостола Павла необходимо таковых питать молоком, ибо они ещё младенцы (Евр. 5:12).

Указанный план бесед является лишь ориентиром для катехизатора, который в процессе общения с людьми некоторые темы может лишь затрагивать, а те, которые вызывают недоумения и смущение у оглашаемых, наоборот, рассматривать более тщательно.

При подготовке по этому плану необходимо помнить, что приходящие люди в большинстве случаев не имеют никого представления о православной вере или же их представления искажены и стереотипны:

Годы безбожия не прошли бесследно… религиозный вакуум заполнился суевериями. Многие люди, искренне считающие себя православными верующими, остаются на уровне языческого сознания.

Поэтому задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему крестится человеку незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов.

Основные вероучительные темы катехизации определены Символом веры. Раскрытие этих тем может быть различным и не должно ограничиваться схоластическими безжизненными схемами и введением в курс догматического богословия. Во время огласительных бесед катехумену следует предлагать не сумму знаний о Боге, не отвлеченный разговор о религии, а осмысленное изложение опыта вхождения в богообщение и участия в церковной жизни.

Анализ существующих подходов по наполнению курса оглашения показывает, что малоэффективна беседа с некрещеным человеком, в основе которой лежит буквальное истолкование Символа веры, десяти заповедей Закона Божия, заповедях Блаженств и Молитвы Господней. Подобный подход удобен там, где воспринимающие уже являются носителями христианской культуры, живут в церковной среде, и для себя уже дали ответ: кто они и с Кем они.

Более продуктивный подход заключается в необходимости уже на первой беседе определиться с оглашаемыми в понятиях, чтобы говорить с ними на одном языке.

Схема рассуждений: Человек - ВераБог. Эти понятия нужно раскрыть в следующих аспектах:

Человек - состав природы человека, образ и подобие Божие, указание на динамичность личности, присущее ей неотъемлемое религиозное чувство и духовную жажду, подчеркнуть христианское понимание свободы: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 10:23).

Вера - как связующее звено, как ответ человека на Откровение и Призыв Божий, как доверие другой Личности и верность Ей.

Религия как живой союз Бога и человека.

Бог - Кто? или «что»? Безликая энергия или Личность? Молитва как общение с Богом. Бог как Творец мира, человека и Промыслитель.

Современный человек, желающий принять Крещение, не имеет точного представления о смысле жизни, вере и Боге. Поэтому катехизатор призван раскрыть перед ним евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, а также с основами богословского осмысления этого Откровения.

Огласительные беседы призваны помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие Богу и верность Ему, а не только «правильную» идеологию.

На второй беседе через тезис «все мне позволительно, но не все полезно» необходимо перейти к  рассмотрению понятия «Зло». Зло - это «кто» или «что»? Иные названия: «грех», «ошибка», «болезнь человеческой природы» (не путать с клиническими заболеваниями). Источник зла и последствия греха. ДиаволГрех - Поврежденность человеческой природы  - Смерть.

Представление о грехе у людей бывает весьма искаженным и ограниченным списком смертных грехов и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе, о поврежденности человеческого естества невозможно понимание спасения во Христе. Поэтому необходимо заложить основы святоотеческого понимания святости, греха и страстей как его первопричин без углубления в аскетическую практику.

Понятие о спасении человека («от чего и каким путем мы хотим спастись?»). Спасение как приобщение к восстановленной Христом связи человека с Богом. Необходимость борьбы со злом и исцеления человеческой природы во Христе. Сопутствующие понятия: обеты крещения, отречение от сатаны, заклинательные молитвы.

Немаловажно и введение в христианскую нравственность, раскрываемую в трех евангельских притчах: о блудном сыне, о самарянине и о талантах.

Третья беседа с оглашенными предполагает обсуждение главных событий истории спасения в объеме Символа веры: Творение, грехопадение, Промысел Божий в ветхозаветном мире, Боговоплощение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница. Беседа о Евангелии как Книге Жизни и Благой Вести о спасении во Христе.

На заключительной четвертой беседе необходимо подробно рассказать о чинопоследовании Таинства Крещения  и показать, как центральное событие истории спасения (Смерть и Воскресение Спасителя) актуализируется в литургической жизни Церкви и соотносится с жизнью каждого христианина.

На этом занятии необходимо раскрыть понятие о Церкви Божией и Таинствах. Ошибочность представлений об абстрактной принадлежности к Церкви: церковность христианина выражается через участие в определенном Евхаристическом собрании. Практическая религиозная жизнь немыслима без Церкви как собрания верующих и сознательного участия в ее Таинствах. Огласительные беседы призваны содействовать проявлению у людей чувства Церкви и формированию правильных понятий о Ее устройстве, свойствах и Таинствах.

Желательно, чтобы заключительную беседу вел священник, которому оглашенные могут задать возникшие во время оглашения вопросы.

Аскетические элементы подготовки к Крещению

Уже на начальном этапе оглашения очень важно помочь новобращенному включить в свою личную жизнь следующее:

регулярное чтение Евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией.

ежедневную молитву Богу о себе и своих близких.

еженедельное (по возможности) посещение богослужения, общение с клиром храма и христианами.

стремление к нравственной жизни по Евангелию. Здесь же очень важно познакомить и приобщить человека к посильным делам милосердия и сострадания ко всем нуждающимся

О воздержании перед Крещением

Оглашенным следует рекомендовать соблюдать пост перед Крещением в течение 2-3 дней, а живущим в браке - накануне принятия Крещения воздержаться от супружеского общения. Являться ко Крещению необходимо предельно чистыми и опрятными (женщинам - без косметики и украшений).

Исповедально-доверительная беседа

Согласно традиции Церкви, кандидаты к крещению проходили особое собеседование с епископом. Это предварительное испытание будущий христианин проходил перед тем, как его имя вписывалось в число готовящихся к Крещению. Данное испытание давало возможность выяснить мотивы Крещения, общий настрой человека, познакомиться с образом его жизни. Если в его жизни имели место занятия, несовместимые с христианской верой, то человек должен был их оставить за время оглашения, а христианская община брала его на попечение до тех пор, пока он не освоит другую, пристойную христианину профессию.

В своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Петр указал, что покаяние должно предшествовать Крещению:

покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38)

Митрополит Антоний Сурожский считал необходимым проводить такую исповедальную беседу перед принятием Крещения:

Грехи, которые были совершены до Крещения, должны быть исповеданы перед Крещением, с тем, чтобы креститься, раскаявшись и примирившись с Богом, со своей совестью, с ближним.

Испытание перед Крещением дает дополнительную мотивацию оглашаемым для изучения веры и изменения образа жизни. Оглашение становится необходимым звеном подготовки к испытанию. Кроме того, исповедально-доверительная беседа помогает священнику составить для себя представление о будущем члене приходской общины, что важно для осуществления душепопечения и построения общинной жизни. Проводить такую исповедально-доверительную беседу имеет право только священник. В конце такой беседы не читается разрешительная молитва.

Условия допуска к Крещению

К Крещению может быть допущен всякий, но при необходимом условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает Православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога — Творца мира и Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех людей и мира. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» - сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк.  16:16; Мф. 28:19).

 

Отказ в допуске к Крещению

«что препятствует мне креститься?» (Деян. 8:36)

Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.

К числу препятствий к принятию Крещения относятся следующие ситуации.

Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви

Согласно канонам Церкви оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).

Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления катехумена приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви.

Необоснованный отказ от оглашения является препятствием к принятию Крещения.

Убеждения катехумена несовместимы с основными христианскими догматами

Крещение совершается согласно личному и свободному желанию крещаемого. Без свободного решения невозможно быть допущенным к Крещению, равно как невозможно само Таинство Крещения. Величайшая неправда заключается в том, чтобы допускать к приему в Церковь того, кто не верует или недостаточно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это - грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого не готов к Крещению.

Согласно 7-му правилу III Вселенского Собора мерой веры является Никео-Царьградский Символ веры:

Святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме.

Катехизаторы призваны развенчивать иллюзии и неправильное понимание богословских вопросов искренне заблуждающихся или не знающих.

Если готовящийся к Крещению человек сознательно держится за нецерковные мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры, такой человек не может быть крещен:

Кои не имеют истинной и священной веры, и тако приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда... совершенства веры не имел.

Если и по принятии Крещения христианин будет  разделять учения не совместимых с христианством сект и движений (неоязычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви.

Отсутствие желания участвовать в церковной жизни

Крещение — это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека он умирает для греховной и страстной жизни, совлекается с нее и рождается в новую жизнь — жизнь во Христе Иисусе. Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно — благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.

Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина

Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий).

Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями:

Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе)

Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия — «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский), так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека.

Блаж. Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям:

Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха… С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения.

К занятиям, от которых оглашенный должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, прежде всего, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:

- работа, связанная с совершением абортов,

- проституция, содержание публичных домов,

- блудное сожительство (без регистрации брака),

- гомосексуальные связи,

- работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями (стриптиз и т.п.),

- все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы.

 

Перед принятием Крещения оглашенный обязан принести покаяние в преступлении Закона Божия и выразить желание бороться со своими страстями:

Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их.

Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает.

Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является  препятствием к принятию им Крещения:

Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей.

Однако в случае совершения оглашенным тяжкого греха во время оглашения его крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния.

Неверные мотивы

В некоторых случаях Крещение воспринимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе — без внутреннего перерождения человека. 

Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия или вступления в брак. Несомненно, что Господь ограждает крещенного человека от различных бед, но это является скорее следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить жизнь.

Неверным мотивом относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда крещение воспринимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.

Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которых не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь  от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу:

твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным — и по крещении не дается (преп. Марк Подвижник).

Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному и прекрасному» креститься нельзя:

Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины... ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить.

Решение о недопущении к Крещению и невозможности выдачи документа о прохождении оглашения может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

Категория: Мои статьи | Добавил: didaskalia (11.11.2009)
Просмотров: 5560 | Теги: служение, миссия, крещение | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz