Понедельник, 20.05.2024, 02:41
Христианская инициатива
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Концепция оглашения (проект)

Особые случаи

Крещение тяжелобольных

 Лиц,  болезнь  которых представляет  опасность  для  их жизни,  разрешается  крестить немедленно (без  оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. Но при  этом  священник должен быть  убежден  в том, что больной находится в  здравом уме и полной памяти.

Случаи одержимости

Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности.

Лишившиеся рассудка или пребывающие в бессознательном состоянии

Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами («может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью.

При  крещении оглашенных в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры.

Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающем без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение:

Если даже для составления завещаний по человеческому закону требуется пребывать в полном сознании, так что завещания начинают словами: «Я, при жизни, находясь в полном и здравом уме, делаю распоряжение о своем имуществе», то возможно ли быть посвященным в таинство тому, кто потерял сознание и не может произнести ни слова?...

Ведь когда тот, кому предстоит просветиться, уже не узнает ближних, не слышит голоса, не может ответить на те слова, которыми заключается этот блаженный договор с общим всем нам Владыкой, но лежит, ничем не отличаясь от мертвеца, какая польза будет от принятия таинства в таком бесчувственном состоянии?

Категорически недопустимо крещение умершего человека

«да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся» (26-е правило Карфагенского Собора).

Распространяемое в околоцерковной среде «Правило схимонахини Антонии об убиенных (абортированных) младенцах» является надругательством над Таинством Крещения и проявлением откровенного кощунства и оккультизма.

Крещение беременных женщин

26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет».

О пребывающих в женской нечистоте

Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).

Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях:

Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден.

О крещении новорожденных странного вида

Если у женщины родится некто странного вида и чуждой природы (т.е. если родившегося нельзя назвать человеком), и если он не имеет человеческого образа, крещение такого существа не совершается. Если же в этом будет сомнение, да будет крещен с такой оговоркой:

Если это человек, крещается раб Божий (имя) во имя Отца…

Чины присоединения инославных, раскольников и сектантов к Православной Церкви

Присоединение инославных христиан к Православной Церкви совершается по следующей схеме: предоглашениеотречение от заблуждений (по особым Чинам приема в Церковь) — оглашениеКрещение (или только Миропомазание, или только Исповедь) — катехизация:

Различают три способа присоединения к Православной Церкви членов инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, а также адептов различных сект и расколов:

  • католиков, если они миропомазаны (конфирмованы),  присоединяют  к  Православной Церкви по  третьему чину - через Покаяние,  если только будет достоверно известно, что они приняли конфирмацию в своей Церкви. Так же присоединяются, старокатолики и крещеные в Армяно-Григорианской Апостольской Церкви.
  • англикане, лютеране, реформаты, старообрядцы и современные раскольники (например, украинские филаретовцы)  принимаются  по  второму  чину - через Миропомазание.
  • сектанты (неопятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны, муниты, адепты «Богородичного центра», последователи лжехриста Виссариона и т.п.) присоединяются к Православной Церкви через Крещение:

…и всех прочих еретиков… всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их (7-е правило II Всел. Собора, а также 95-е правило Трульского Собора).

Следует помнить, что крестить необходимо и тех представителей протестантских конфессий, которые были крещены в одно погружение, что прямо запрещается 7-м правилом II Вселенского Собора, или которых крестили окроплением так, что ни одной капли воды не попадало на крещаемого.

Совершение присоединения раскольников предоставлено священникам без предварительного особого разрешения епархиального архиерея, если только у священника не возникнут какие-либо сомнения (например, в искренности обращающегося); в противном случае, он обязан, не приступая к присоединению, представить дело на рассмотрение своему правящему архиерею, с изложением причин своих сомнений (Уст. Конс. 25).

Сам чин присоединения состоит в торжественном отречении присоединяемого перед Церковью от его прежних заблуждений, в исповедании догматов Православной Церкви и клятвенном обещании всегда сохранять единение с нею и послушание ей; наконец - в разрешительной молитве священника, в совершении Таинства Миропомазания (если присоединяемый не получил его прежде в своей Церкви), и в приобщении Тела и Крови Христовой. При этом чине у присоединяемого должен быть восприемник.

Чины присоединения иноверных к Православной Церкви

Присоединение иноверных (иудеев, мусульман и т.д.) к Православной Церкви совершается по следующей схеме: предоглашениеотречение от заблуждений (по особым Чинам приема в Церковь) — оглашениеКрещение.

Иноверец (иудей, мусульманин и т.д.), желающий принять Православие, должен быть вначале «испытан, истязан и вере научен» опытным священником, и засвидетельствовать, что принимает христианскую веру не по принуждению и не из корысти, но исключительно по любви ко Христу и Его вере.

Существуют следующие Чины присоединения нехристиан:

Чин, как принимать взрослых от иудеев, язычников или еретиков, не веровавших в Святую Троицу

Последование отречения от мусульманства

Оглашение иудея и вопрошение о вере

Оглашение мусульманина и вопрошение о вере

Чин принятия в Церковь отступников в иудаизм, язычество и мусульманство, крещеных в Православной Церкви.

 

После совершения отречения от заблуждений иноверец переводится в категорию оглашаемых, и по прошествии периода оглашения совершается его Крещение (или только Миропомазание, если он ранее был крещен).

 

II. О крещении детей

Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви. Поэтому условием крещения младенца является либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и хотя бы одного из восприемников (крестных родителей) пройти катехизацию, а также их обязательство воспитать ребенка в православной вере:

Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст (Пространный катехизис, п. 289).

Крещение детей родителей-христиан

Рождение детей у христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных в Церковь. Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием.

Младенцы крещаются во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. Отвергающие нужду крещения новорожденных, и утверждающие, что они от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия, подлежат анафеме (124-е правило Карфагенского Собора).

Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания:

"Крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать св. Крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, из которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога” (преп. Симеон Новый Богослов).

На тех родителях, которые присоединяются к Православной Церкви из язычников, магометан или евреев, лежит нравственный долг, чтобы они вместе с собой крестили и тех своих детей, которым не свыше 14 лет. В детях с 14-летнего возраста предполагается достаточно способностей для того, чтобы сознательно и свободно принять христианскую веру; поэтому они не могут быть крещены без их собственного желания, вдохновлять которое есть также обязанность их родителей.

Крещение детей нехристиан

Крещение детей, один из родителей которых не православный христианин  или неверующий

Разрешается крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом матери-христианки (или отца-христианина) является стремление не лишить собственного младенца благодати Таинства крещения, а потом проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином.

Неверующие родители не возражают против Крещения ребенка

Малолетние дети нехристиан, не достигшие 14-ти летнего возраста, могут быть крещены только в том случае, если их родители или опекуны письменно заявят на это свое согласие, так как религиозное воспитание детей в таком возрасте зависит от родителей или лиц, заменяющих их.

Для крещения ребенка, в случае нецерковности его семьи, необходимо, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей или ближайших родственников (если они есть) и хотя бы один восприемник.

Благоразумно крестить ребенка тогда, когда его можно будет воспитывать как православного христианина. В этом смысле, лучше сделать это несколько позднее, когда родители дадут на это согласие и будет надежда на какое-то христианское воспитание младенца.

Дети же нехристиан, уже достигшие 14-ти летнего возраста, могут быть приняты в Православную Церковь и без согласия их родителей и опекунов, если будет достоверно известно, что сами обращающиеся искренно желают и требуют этого и что они достаточно просвещены в ее догматах и учении (Уст. Конст. 31, пр. 1 и 2).

Родители-язычники

Крещение детей неверующих родителей и язычников недопустимо:

Священник аще крестит турчину детищ... да извержется (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).

В Византии случалось, что мусульмане обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей в суеверном убеждении, будто от крещеных детей будет отогнан злой дух и не будет неприятного запаха. Константинопольский Синод не признал действительность такого крещения, потому что родители этих детей не верили православно (и потому не было исполнено библейское требование «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16)), а  воспринимали крещение своих детей как некое «телесное лекарство» и чародейство.

Родители - притворные христиане

Недопустимо крестить детей притворных христиан:

Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая возомнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергался Его и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем сих ни во общение, ни в молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити, и раба им не покупати, или не приобретати. Аще же кто из них с искреннею верою обратится и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличити и исправити: сего принимати и крещати детей его, и утверждати их в отвержении еврейских умышлений. Аще не таковы будут: отнюдь не приимати их (8-е правило VII Вселенского собора )

Действие этого канона может распространяться и тех мнимых христиан, которые не исповедуют православную веру в Святую Троицу, не признают божества Иисуса Христа, отрицают церковную иерархию и монашество, отвергают Таинства (прежде всего — Исповедь и Причащение), почитание икон, мощей и креста, и не верят в загробную жизнь.

Восприемники младенцев

В крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»).

Во время огласительных бесед с будущими восприемниками следует раскрывать богословское значение чина Крещения и напоминать об их ответственности за воспитание младенца в православной вере:

обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность… И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном.

Главные критерии способности православного христианина стать восприемником:

  •  реальное желание и способность к воспитанию ребенка в православной вере, благочестии и чистоте,
  • воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать хорошим крестным.

Не могут быть восприемниками  («крестными родителями»):

  • совершенно несведущие в православной вере, номинальные православные христиане, принадлежащие Церкви только в силу своего Крещения,
  • не имеющие опыта церковной жизни (не участвующие в Таинствах Исповеди и Причащения в течении нескольких лет, не имеющие молитвенной жизни и не знающие основ православной веры),
  • лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка,
  • родители крещаемого,
  • монашествующие,
  • малолетние. Восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы,
  • потерявшие рассудок,
  • преступники и явные грешники.

 

Крестный, восприемник — это тот, кто обещает помогать родителям воспитывать ребенка в чистоте жизни и православной веры.

Не допускается избрание в качестве восприемника православному ребенку христианина другого исповедания.

Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом института восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в Таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому. При «заочном восприемничестве» «восприемник» в Таинстве Крещения не принимает участия и никого он не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещенным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника.

В церковно-каноническом сознании отношения между  восприемником  и  его  крестницей  и,  соответственно,  между  восприемницей  и  ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, что является препятствием к их браку.

Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV в. Из постановления Свят. Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и именно женщина - для женского пола). Что касается второго восприемника, то он не создает никакого духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого с богословской точки зрения считается возможным.

III. Миссионерские аспекты совершения Таинства Крещения

Особой заботой священника должно быть достойное совершение Таинства Крещения. Крещение по сути является рождением человека в новую жизнь в Церкви и поэтому, как и у первых христиан, должно стать праздником для всей общины и семьи крещаемого и совершаться в торжественной обстановке с участием прихожан Храма.

При постройке новых храмов следует учитывать то видное место, которое в древности отводилось крещальной купели. Кроме того, форма крещальной купели должна проповедовать смысл самого таинства: сораспятия и погребения со Христом и возрождения к новой жизни. Это может быть особенно удачно реализовано с помощью крестообразной купели, дно которой находится ниже уровня пола в храме.

Крещение взрослых целесообразно совершать отдельно от крещения детей.

Во время совершения самого Крещения новообращенные должны не просто понимать происходящее, но и всем сердцем участвовать в нем. Крещаемые сами (а за младенцев - восприемники) должны отвечать на все вопросы, сами свидетельствовать о своей вере произнесением Символа веры:

Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 9-10).

IV. Посткрещальная катехизация

Со дня Крещения и причащения начинается заключительный этап катехизации - непосредственное вхождение в церковную жизнь. Этот этап предполагает более серьезное участие общины в жизни новокрещенного христианина. Его длительность и содержание следует определять исходя из конкретной ситуации.

Как минимум необходимо совершить краткое тайноводство (раскрытие учения Церкви о Таинствах), проходя которое новообращенные христиане могут полнее приобщиться к богослужебной и таинственной жизни Церкви. Тайноводство может быть построено в виде нескольких встреч.

Помимо приобщения к Евхаристии как к основе и источнику всей церковной жизни, приход должен предоставить людям возможность вести активную жизнь, которая охватывала бы все стороны человеческого бытия.

Клир прихода призван принимать самое непосредственное участие в процессе воцерковления новых членов общины, привлекая также активных мирян и катехизаторов.

Катехизаторы прихода, которые занимались подготовкой к крещению, должны помогать и дальнейшему воцерковлению их подопечных.

При крупных приходах и в благочиниях необходима организация специализированных центров духовного развития детей и молодежи, которые принимали бы непосредственное участие в катехизаторской, просветительской работе, обладали возможностью правильно организовать процесс катехизации и содействовать духовному развитию верующих.

Необходимо постоянно повышать значимость катехизации в общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях.

При приходах желательно организовывать кружки и студии, как для детей и молодежи, так и для взрослых или всей семьи в целом.

Важно включить молодых людей в различные общинные инициативы: культурные, волонтерские, хозяйственные и т.д.

Катехизация может принимать самые различные формы: внебогослужебное общение священника с прихожанами (с чаепитием), евангельские чтения и беседы о богослужении.

Категория: Мои статьи | Добавил: didaskalia (11.11.2009)
Просмотров: 4573 | Теги: служение, миссия, крещение | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz