Совершителем Таинства Крещения
могут быть епископы и священники (Апостольские правила 46 и
47). Но в случае смертельной опасности, если священника нельзя найти
достаточно быстро, всякий православный христианин может совершить крещение,
соблюдая одну основную форму крещения (три погружения в воду с произнесением слов
«Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго
Духа, аминь»), без прочих обрядов и молитвословий. При этом от совершителя
Таинства требуется сознательное отношение к своему поступку. Впоследствии
священник должен утвердить его Миропомазанием, не повторяя самого Крещения
(если только нет сомнений в правильности его совершения).
Не признается действительным крещение, совершенное лицом некрещенным, не
принадлежащим к Христианской Церкви. Безусловно недопустимо, ничтожно и всякое
самокрещение.
Время, место и способ совершения Крещения
59-й канон Трулльского Собора требует,
чтобы крещение совершалось в храме:
Крещение да не
совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся;
но хотящие удостоитися пречистаго просвещения к кафолическим церквам да
приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не
хранящим постановленнаго нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет
отлучен.
Исключение допускается лишь в случаях
необходимости и с разрешения правящего архиерея:
Определяем, чтобы
священнослужители… крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри
домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа
(31-е правило Трулльского Собора).
И только крайняя нужда, вызванная, например, смертельной
опасностью, может явиться основанием для совершения Таинства Крещения
на дому без предварительного благословения епархиального архиерея.
Крещение может совершаться и в открытых водоемах (в реке), обычно же -
в церковных притворах или в особых крестильнях (баптистериях).
Время совершения крещения
должно выбираться преимущественно праздничное, при этом - перед литургией,
чтобы новокрещенный мог приобщиться к Святым Тайнам тотчас после своего
Крещения.
По обычаю перед погружением в крещальную купель взрослые катехумены снимают
всю одежду за исключением длинной белой сорочки:
после нашего наставления они
препровождают вас, разутых и раздетых, нагих и босых, в одном хитоне....
Перед крещением катехумену нарекается имя из православных святцев
соответствующее полу крещаемого лица. Выбор имени для младенца предоставляется
его родителям (или самому крещаемому, если он взрослый). Нареченное имя нельзя
менять по произволу. Давать несколько имен не в обычае Православной Церкви.
Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных
святцах, недопустимо при наречения имени менять это имя на иное.
Вода для крещения
должна быть чистой, не смешанной ни с какой посторонней жидкостью, и в зимнее
время - не очень холодной, чтобы не причинить вреда здоровью младенца (Инстр.
благоч. 15).
Освящение воды.
Недопустимо заранее освящать воду для Крещения и хранить ее до следующего
Крещения, крестить в богоявленской воде или даже в воде малого водосвятия. По
совершении Таинства освященная вода выливается в приличное, чистое место, не
попираемое ногами людей или животных.
Существенным действием в Чине Крещения является троекратное
погружение крещаемого в воду, с произнесением имен всех Лиц
Святой Троицы: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (49-е
Апостольское правило).
При совершении водного Крещения необходимо точно следовать требованию
Номоканона:
Отроча же оно, которое
крещаешь, да имеешь купель… или иной сосуд соответствующий. И егда
влиешь елей в купель, якоже повелевает последование, возьми от блюда
елей тремя перстами, и помажь отроча по всех удесах, якоже сказует
устав, и тогда возьми его нагим, и став прямо, крещаеши в три
погружения, глаголя сице: крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, Аминь.
И низводишь его в купель, и погружаешь его, сиречь мочишь его
всего. И паки да станешь мало прямо, поднимая отроча,
и низводишь его вторицею в воду, и мочишь его, глаголя:
и Сына, аминь. И паки станешь прямо, и низводишь его третицею,
и погружаешь его, подобнее глаголя: и Святого Духа, аминь.
И погружаешь его конечно. Затем взяв от купели, даешь его
восприемнику.
Всякий же иной способ крещения,
отступающий от указанной формы (например, единократное погружение или
произнесение других слов, вместо имен Лиц Пресвятой Троицы), не признается законным
и действительным (7-е правило II Вселенского Собора; 95-е правило Трулльского
Собора; 49-е и 50-е Апостольское правило).
Согласно требованию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II,
крещение надлежит совершать
в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное
погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.
Впрочем,
Православная Церковь не отвергает силы Крещения через обливание (вместо
погружения), и допускает его совершение в исключительных случаях, например, при
крещении больных, которые не могут подняться с ложа или быть погруженными в
воду без опасности для их жизни.
Недопустимо и ничем не обосновано отстранять от участия в Таинстве Крещения
матерей крещаемых детей по прошествии периода т.н. «сорокодневного очищения».
Крещальная литургия
В тот же день или на следующий новокрещенным необходимо причаститься на
Божественной литургии:
Святое Крещение прежде
Божественныя Литургии должно бытии, да причастится отроча
на Литургии… занеже с Литургией должно бытии. Имя же отрочате
во крещении нарицается
Этому требованию наилучшим образом соответствует Крещение во время
Крещальной литургии, совершать которую в 1993 году благословил
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
О крещении в случае смертельной опасности
Текст молитвы на освящение воды при
крещении «страха ради смертна» в современных Требниках обрывается без
славословия и прошений о крещаемом. Согласно указаниям древних рукописей
Требника после слов «…и страшное сопротивным» необходимо дочитывать
молитву водоосвящения из Последования Чина Крещения, начиная со слов «Да
сокрушатся под знамением…» и до славославия «Яко тебе подобает слава…».
Неповторяемость Крещения
Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его
неизгладимую печать (Послание восточных патриархов, чл. 16), и потому никогда
не может быть повторено, даже в том случае, если крещенный отрекся от
христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь.
Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение
есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ
Крестной Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (Рим. 6:3-11),
последовавших лишь однажды.
Священник, повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит прещению:
Епископ или пресвитер, аще
по истине имеющаго крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненнаго
не окрестит, да будет извержен, яко посмевающийся Кресту и смерти Господней и
не различающий священников от лжесвященников (47-е Апостольское правило).
Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено над каким-либо лицом
(например, над подкинутым младенцем) истинное Крещение, церковные правила,
ввиду безусловной необходимости этого Таинства для спасения, повелевают
крестить это лицо без всяких сомнений, «да таковое недоразумение не лишит
его очищения толикою святынею» (84-е правило Трульского Собора; 83-е
правило Карфагенского Собора). Подкинутых детей не следует оставлять без
Крещения и тогда, когда при них находится письменное извещение о том, что они
крещены, но нет возможности проверить его справедливость, то есть не указано,
где, когда, как и кем ребенок был крещен. В подобных сомнительных случаях
церковные правила предписывают совершать крещение в условной форме, с
добавлением к произносимым при нем словам такой оговорки: «аще не крещен
есть, крещается» и пр. (Московские Соборы 1666-1667 гг.).
Силы Таинства Крещения не может заменить собой никакое другое Таинство,
например, Миропомазание или Причащение. Поэтому, если кто-то из верующих (или
младенцев) принимает, по недоразумению, Святое Причащение еще до Крещения, то
Крещение для него не только не может быть отменено, но подобный случай должен
быть признан особым указанием Божьим к немедленному Крещению (1-й канонический
ответ Тимофея Александрийского).
Приложение 2
Список источников и литературы
для организации курсов оглашения
Источники
Большой требник с Номоканоном
Каноны, или книга правил, Святых Апостолов, Святых
Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов
МаркПодвижник, преп. Ответ недоумеющим о Святом Крещении
Прокл Константинопольский, свт. Тайноводство ко
Крещению
Учебные
пособия по катехизации (оглашению)
Белановский Ю.С., Ракушин А.В., Шестаков А.А. Катехизация
в Русской Православной Церкви на современном этапе. Учебное пособие для
слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных
педагогов. — М., 2007 http://www.cdrm.ru/project/29-11-07/doc-58.htm
ЗозулякЯн, прот. Катехетическая миссия Церкви. — К.:
Пролог, 2008. — 158 с.
ЛевшенкоБорис, свящ. Катихизис. — М.: ПСТБИ, 1997
Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. Таинства
Православной Церкви: учеб. пособ. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — 198 с.
Вспомогательная
литература для катехизаторов
Антоний Сурожский, митр. Труды. Книга вторая. — М.:
Практика, 2007. — 968 с.
Закон
Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям святых отцов как
практическое руководство в духовной жизни / Под ред. священника М. Козлова — М.
Сретенский монастырь, Ковчег. Новая книга, 1998
Иларион
(Алфеев), еп. Во что верят православные христиане? Катехизические беседы.
- Клин, 2008