II.3.
Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической
общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван
любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по
крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов
исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей
семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного
христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от
неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том
числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван
сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.
П.4. В то
же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как
агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность,
межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к
ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.
В ходе межэтнических
конфликтов Церковь не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев
явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.
В современном мире государство обычно является светским и не связывает
себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью
ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг
друга. Задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не
только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной
миссии Церкви.
III.4. В ходе истории складывались различные модели
взаимоотношений между Православной Церковью и государством.
В православной традиции
сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений
между Церковью и государством.
Существует также форма
церковно-государственных взаимоотношений, которая носит промежуточный характер
между радикальным отделением Церкви от государства, когда Церковь имеет статус
частной корпорации, и государственной церковностью. Речь идет о статусе Церкви
как корпорации публичного права. В этом случае Церковь может иметь ряд
привилегий и обязанностей, делегированных ей государством, не являясь
государственной Церковью в собственном смысле слова.
III.5. Имея различные природы, Церковь и государство используют различные
средства для достижения своих целей.
Правовой суверенитет на
территории государства принадлежит его властям. Следовательно, они и определяют
юридический статус Поместной Церкви или ее части, предоставляя им возможность нестесненного
исполнения церковной миссии или ограничивая такую возможность. Государственная
власть тем самым перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе самой и в конце
концов предрекает свою судьбу. Церковь
сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит
Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при
любых обстоятельствах.
Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и
Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать
государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не
исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае
невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со
стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении
вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с
властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия
для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в
международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим
чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению
Утверждение юридического
принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей
и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви
и к победе над грехом. Но этот принцип оказывается одним из средств
существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный
статус в секулярном государстве и независимость от инаковерующих или неверующих
слоев общества.
Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит
христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. В осуществлении своих
социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых
программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она
также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с
религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их
место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их
гражданскую позицию.
Изменение властной формы на более религиозно укорененную без
одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит
эту форму и обесценит ее в глазах людей. Церковь не считает для себя
возможным становиться инициатором изменения формы правления, а Архиерейский
Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о
«непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо
из существующих политических доктрин».
III.8. Государство, в том числе светское, как правило, осознает
свое призвание устроять жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном
и духовном благосостоянии общества. Поэтому Церковь может взаимодействовать с
государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для
Церкви такое взаимодействие должно быть частью ее спасительной миссии, объемлющей
всестороннее попечение о человеке. Церковь призвана принимать участие в
устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять
соответствующие усилия с представителями светской власти.
Условиями
церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного
участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие
государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность
Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие
канонических и иных причин.
Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический
период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях,
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и
государствами; б) забота о сохранении нравственности в обществе; в) духовное,
культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; г) дела
милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; д)
охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая
заботу об охране памятников истории и культуры; е) диалог с органами
государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви
и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных
актов, распоряжений и решений; ж) попечение о воинах и сотрудниках
правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; з) труды по
профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения
свободы; и) наука, включая гуманитарные исследования; к) здравоохранение; л)
культура и творческая деятельность; м) работа церковных и светских средств
массовой информации; н) деятельность по сохранению окружающей среды; о)
экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; п)
поддержка института семьи, материнства и детства; р) противодействие
деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности
и общества.